Мы солдаты дороги / Тверская жизнь

Военные дорожники – трудно в полной мере оценить вклад, который внесли в разгром фашистов эти мужественные, самоотверженные люди. С первых дней войны небывало возросла интенсивность движения войск и автотранспорта, и требовалось обеспечить оперативное восстановление разрушенных и строительство новых автомобильных дорог. Это была не просто чрезвычайно сложная, а почти невозможная задача, но дорожные строители с ней справились. Не щадя жизни, нередко под вражеским огнем, в жару и в жестокую стужу они возводили переправы, строили дороги и мосты, по которым доставляли воинские подразделения, технику, боеприпасы, продовольствие. Так, пядь за пядью, дорожники прокладывали путь к Победе.

Работа, в тяжелейших условиях проделанная дорожными войсками в годы Великой Отечественной войны, поражает воображение. Протяженность обслуживаемых ими военно-автомобильных дорог составляла почти 360 тыс. км. Свыше 100 тыс. км трассы и более 1 млн погонных метров автодорожных мостов, которые были построены, восстановлены, усилены и отремонтированы, – таковы в общей сложности масштабы подвига воинов-дорожников.

И наши земляки – калининские дорожники внесли в это дело свою достойную лепту. Многие из них за доблестный ратный труд награждены орденами и медалями.

Перед дорожниками области поставили задачу – привести в порядок и содержать в полной готовности более 760 км дорог, соединяющих Бежецк с Калинином, Кашин с Угличем, Лихославль с Толмачами, Кимры с Кушалино...

Все ремонтные работы нужно было выполнять максимально оперативно. Вот очень показательный документ – приказ №6 от 25 июня 1941 года по Бологовскому районному дорожному отделу. Он предписывал: «...обязываю дорожных мастеров в трехдневный срок отремонтировать все труднопроезжаемые места дорог, а также мостов и немедленно восстанавливать все разрушения…».

Только в 1945 году силами Калининского облдоротдела построено более 4 км новых булыжно-мостовых дорог, столько же настелено дорог гравийных. 73 км отремонтировано капитально, а текущий ремонт произведен на 1764 км. Новых мостов, таких необходимых в нашем богатом водоемами краю, было возведено 2380 погонных метров.

А после войны перед дорожниками страны встала новая масштабная задача – выполнение государственной программы восстановления дорожного хозяйства. Сеть шоссейных дорог предстояло создавать тем, кто с оружием в руках защищал страну от врага, а теперь поднимал ее из руин.

В Калининской области было создано Управление строительства № 9, куда направили свыше 300 вчерашних фронтовиков. Руководство СУ-9 и его подразделений в районах области составили кадровые военные. У штурвала встал участник войны Иван Корнеевич Бруй. Костяк управления составили такие же фронтовики — Василий Семенович Долбов, Исаак Александрович Витенберг и другие.

Закаленные в огне сражений, они не делали различия между трудом ратным и трудом мирным и самоотверженно служили своему делу. Им поручили произвести реконструкцию дороги Москва — Ленинград, а затем построить трассу Москва — Рига. И они с честью справились. Позднее СУ-9 возглавил Владимир Бортяш. А когда оно было преобразовано в «Волгодорстрой» – Виталий Лемешко.

Президент Дорожно-строительной ассоциации Тверской области, заслуженный строитель России Владимир Шеин часто вспоминает это поколение тверских строителей-фронтовиков. Они стали его наставниками и сформировали отношение к работе, к профессиональному и гражданскому долгу.

– В нашем регионе было немало тех, кто прошел войну, а потом много лет работал в дорожно-строительном хозяйстве.

Он также вспоминает заместителя председателя облисполкома Николая Курочкина, курировавшего дорожную отрасль; Марию Суязову, работавшую в аппарате «Тверьавтодорстрой»; ветеранов отрасли – Владимира Харичева, Алексея Суязова и Василия Суязова. Конечно, речь заходит и об одном из руководителей «Автодора», Герое России, отважном боевом летчике Николае Сальникове, о других замечательных дорожниках. И о заслуженном строителе РФ Николае Измоденове, около 30 лет возглавлявшем Упрдор «Россия». О первом начальнике ДСУ №1 Иосифе Бараховском, об Алексее Принцеве, руководившем Максатихинским ДРСУ; о ветеранах отрасли Владимире Харичеве, Федоре Никитине, Николае Ятченко, об Иване Соловьеве, 15 лет возглавлявшем областное Управление строительства и ремонта дорог, и о многих других.

Сколько усилий, нервов, напряженной работы мысли, соленого горячего пота стоил каждый километр, до сих пор помнят, чувствуют ветераны Николай Курочкин, Илья Меренский, Владимир Бортяш, Леонид Бронюк, Михаил Зорин, Сергей Казаков, Анатолий Прокофьев, Михаил Шадынин, Юрий Небольсин, Вячеслав Суязов, Владимир Морев, Дмитрий Анастасиади, Антонина Куринская.

– Их имена навсегда вписаны золотыми буквами в летопись нашей отрасли, по построенным ими автомобильным дорогам мы ездим и сегодня, – отмечает Владимир Шеин. – Этих людей всегда отличали ответственность за порученное дело и высокий профессионализм.

Как эстафету, их принимает каждое поколение тверских дорожников.

Сейчас эти славные традиции берегут те, кого сегодня уже называют ветеранами и наставниками, – Абрек Валиев, Сергей Михайлов, Маил Гулиев, Владимир Ануфриев, Александр Кириллов, Рафаэль Мавзютов, Анатолий Владимиров, Анатолий Шустович, Милан Голубев и многие другие. Профессия дорожника никогда не теряла своей востребованности.

Автомагистрали справедливо называют главными артериями страны, эта отрасль – одна из основополагающих в экономике, от ее состояния зависит развитие государства. Это хорошо понимают ветераны.
– Современной молодежи есть чему у них поучиться, – говорит в заключение Владимир Шеин. – Они передают нынешнему поколению специалистов-дорожников любовь к профессии и понимание важности своего труда для блага людей.

Источник: Тверская жизнь

Есть вопрос? Напишите нам